Каякинг 2015. Первый сезон

20150712Ursul039 копия

Яркие моменты моего первого каяк сезона

Не могу сказать что желание залезть в каяк родилось в моей голове именно этой весной и родилось оно из неоткуда. Оно там давно сидело занозой, подтачивая мой рассудок изнутри как колония муравьёв фундамент старой башни, готовой рухнуть в любой момент от любого дуновения ветра. Точно помню как первый раз захотелось мне стать каякером. Беззаботным, детским летом далёкого 1997 года, после просмотра фильма «Свободный полет. Под нами Чулышман». Был там 1 каякер, встревавший везде где можно.

Позже, когда я подрос и нелёгкая студенческая жизнь загнала меня в подполье, подвалье турклуба, сплавы на катамаранах стали моим любимым видом туристической деятельности. Но мысль попробовать себя в каяке сидела в моей голове крепко еще с времён босоногого детства. Когда я вырезал деревянные каяки, садил в них человечков из воска и отправлял сплавляться по ручью, что тёк у нас в деревне от родника на кладбище.
Я правда постоянно находил причину почему освоение каяка надо отложить на следующий год.

В мае этого 2015 года, вот не знаю какая муха меня тогда покусала, стало как-то невмоготу. И традиционная мысль отложить на следующий год мечты о каяке была выбрашена из головы как испортившийся салат из холодильника. Такая вот тарелочка салата, приготовленная к новому году, недоеденная, заставленная банками и забытая до 9 мая.

Я написал единственному своему знакомому каякеру Диме, хочу мол попробовать, дай совет с чего начать, где взять лодку, где поучиться. Тренировки в бассейне ведь уже закончились и народ разползался по рекам.
«Ну приезжай. У меня озеро под окнами. Дам тебе лодку, попробуешь», — ответил Дима. Не знаю, пожалел он потом об этом или нет, ведь я долго его еще доставал вопросами и доставать видимо еще буду.
Как бы то ни было на следующий день я уже сидел в лодке и Дима учил меня делать эскимосский переворот, а за одно сам учился учить. После двух часов побоев и унижений тренировок, я, видимо с перепуга, смог сам заэскимосить. Данную вновь обретённую способность я правда тут же потерял.
На второй тренировке я снова постигал искусство эскимосского переворота с нуля. Надо отметить что Димина лодка была намного больше чем требовалось моей хилой тушке.
И я начал искать себе хоть какое-то своё личное корытце. Но новые цены на старые лодки не радовали, да и ассортимент был чуть хуже чем никаким. В итоге, немного придушив жабу, купил БУшный Ликвидлоджик Стомпер в неплохом состоянии.

Разок Дима, снабдив меня своей лодкой, отправил на Бердь со своими знакомыми Пашей и Мариной, где они приглядывали чтобы я не утоп сам и не утопил чужую снарягу. А я впервые почувствовал текущую воду под днищем лодки. Ну и позаплывал знатное количество раз, лодка то большая и я с ней ну никак справиться не мог и любой переворот заканчивался отстрелом.

Казыр

Видеозарисовка на тему Казыра

10го Июня сбежав в обед с работы, я забирал из транспортной компании наконец-то приехавшую свою лодку, а в шесть вечера уже вязал её на багажник Диминой машины, мы собирались ехать на Казыр. Казыр стал моей первой настоящей рекой.

1. Междуреченск.
20150611Kazir001 копия.jpg

11 числа, а это был мой день рождения, всю вторую половину дня, после установки лагеря, я практически в полном одиночестве провёл в улове, где самостоятельно постигал дзен эскимосского переворота, опор и просто гребли. Думается мне, что был бы у меня опытный тренер дело пошло бы быстрее и качественнее, но после Диминой баржи мой стомпер был просто верхом поддатливости. И в режиме самоучителя к вечеру я довольно уверенно эскимосил с вероятностью процентов 70. Правда только в стоячей воде.

2. Дорога вдоль Казыра.
20150611Kazir005 копия.jpg

3. Казыр.
20150611Kazir007 копия.jpg

20150611Kazir008 копия.jpg

Утро следующего дня началось в обед. И ознаменовалось моими 2мя заплывами в Казыре. Отличное средство для борьбы с сушняком и похмельем в целом, после дня рождения скажу я вам.Первый позорный отстрел был перед порогом Трек. Второй чуть менее позорный сразу после порога. Ах какая всё таки в Казыре красивая вода. Она бежит от подножия хребта Тигертыш к Томи, кристально чистые потоки несутся по каменному руслу, даруя прохладу в жаркий летний день, а какие мягкие камни устилают русло, и как феерично красиво мириады пузырьков воздуха устремляются к поверхности воды после порога. Вот примерно такие мысли посетили меня в тот момент. После спасения я был отправлен обратно в улов, где в гордом одиночестве продолжил оттачивать опоры и эскимосский переворот, без перерывов на обед.

5. Спаскоманда.
20150612Kazir012 копия.jpg
6.Дима.
20150612Kazir021 копия.jpg
20150612Kazir024 копия.jpg
20150613Kazir029 копия.jpg

Мои старания не пропали даром. На следующий день этот же Трек я прошёл без проблем. Мой моральный дух был на подъёме, я готов был занестись на самый верх к Куприяновским полянам и пройти всю реку насквозь, тем более река мне знакома, на катамаране я её ходил. Но пора было уезжать.

20150613Kazir070 копия.jpg

Сразу после возвращения в город было выдвинуто и единогласно одобрено предложение, а не скататься ли нам на Казыр еще разок, в ближайшее время. Через неделю правда оно трансформировалось в: А поедемте на Урсул.
Изначально планировали поехать маленькой компанией, которая быстро разрослась до невообразимых размеров.

Урсул

Видеозарисовка на тему Урсула

“Если ты выживешь это будет для тебя большим шагом вперёд”, — подбадривал меня Дима. Нравилось мне это “ЕСЛИ” и особый акцент на то, что это уже река совсем другого уровня, не то что низовья Казыра, доставлявшего мне немало душевных переживаний ещё совсем недавно.

10. Стрелка Урсула и Катуни.
20150711Ursul002 Panorama.jpg

Первый день на Урсуле посвятили раскатке с верхней простой секции, почти от самого Онгудая. А дальше, по результатам. Если желание не отпадёт, я смогу пойти и в нижнюю секцию, где основное веселье. Правда замок мне рекомендовали обносить в любом случае. Камни мол там не такие мягкие как мне может захотеться.
Опыта и умений у меня нет, зато желание проехать Урсул до конца со всеми порогами есть, попа в ожидании приключений, непрерывно ёрзая, протирает аутфитинг. То, что по-любому пойду до конца (как пафосно звучит) для себя я решил.

11.
20150711Ursul020 Panorama.jpg

Первый час сплава показал что не всё так плохо, как представлялось в городе. Я довольно уверенно сижу в лодке, спокойно себя чувствую на валах и в небольших бочках, без труда эскимосю, если вдруг переворачиваюсь, а делаю я это постоянно. Да я просто профи чёрт возьми! Возомнилось ненадолго мне.

Такого халатного отношения к себе от непонятно кого, болтающегося на поверхности, река естественно не потерпела и быстро сунула меня мордой в (грязь) воду. Пройдя порог Волчья яма, мы решили потренировать траверс, выход на струю и заход в улово и прочие маленькие каякерские радости. Пару раз я хорошо траверснул реку, а вот потом что-то пошло не так. Пришедший справа вал слегка подтолкнул меня в борт и этого оказалось достаточным чтобы я неожиданно перевернулся. Перевернулся, хлебанул воды (невкусная она, дышится плохо), как-то неуютно стало, весло из руки выпало, я и отстрелился. Лодку хорошо выловили сразу, меня кстати тоже, хотя я и сам почти выплыл к моменту спасения.

12.Урсул.

Небольшая заминка, вызванная сливом воды из лодки, так всех расслабила, что привела к жору сала с орехами и колбасой.

Верхняя секция закончилась, мы проплыли мост, я был в предвкушении легендарного порога Замок. Много раз сплавляясь на катамаране по Катуни, на Урсуле не был ни разу. Лёгкий трепет в душе я ощущал, наблюдая как стенки каньона всё сужались по сторонам.

Зачалились перед порогом, пошли смотреть. Паша настойчиво советует мне обнестись, порог мол длинный, вода мокрая, камни твёрдые, да и вылавливать меня потом не сильно охота. Решаю рискнуть, пренебречь мнением более опытных товарищей, пойти на личном опыте прощупать струи, сливы, камушки.

13.Урсул.
20150712Ursul039 копия.jpg

Страха как такового не было. Ка сейчас помню, шёл тогда после просмотра, балдея ”а с какого перепугу мне не страшно???”. Ведь как показывает практика я могу покинуть лодку и на более простых препятствиях. Просто шёл к лодке и в уме прокручивал план действий, за каким камнем куда надо щемиться. А потом я сел в лодку, выдохнул, умылся водичкой, дождался своей очереди и сделал то что планировал. Хоть и не было полной уверенности в собственных силах, но страха как на Казыре почему-то не было. В первом сливе не стал лезть по центру меж камней, спокойно объехал справа, потом вышел на центр, потом опять правее ну и так до конца. Встал в улово. И тут меня накрыло. Хотелось грести и материться без остановки.

На очередном пороге, не помню названия, вижу как впереди идущая лодка падает в бочку, пропадает на какое-то время потом появляется и уходит в следующий слив так же к верху дном, потом вижу плывущих отдельно Марину, лодку, весло. А сам, наблюдая за этим, еду точно туда, где только что приключалась Марина, лагом валюсь в тот же котёл, сразу же переворачиваюсь. Ну, думаю, писец, приплыли, тут среди бурлящей воды я точно встать не смогу. Печально печально смотрю на свет солнца, пробивающийся сквозь толщу воды, обильно сдобренную пузырьками воздуха, и с грустью понимаю, что спасать мою лодку скорее всего не будут, поскольку наверное все кинулись спасать Марину. Так грустно мне стало, что эскимосский переворот выполнился как-то сам, с первого раза, легко и непринуждённо. Я еще и удивился, мол как так то? Тонуть ведь собирался только что, а тут раз и кислород кругом. Развернул лодку нужной стороной вниз по течению и отправился догонять спаскоманду.

Перед Селевым порогом Паша очень убедительно посоветовал не переворачиваться, дескать весь он усыпан под водой свежими, острыми как бритва камнями. Вот зачем он это сказал я тут же превратился в абсолютно негнущееся дерево, пророс корнями сквозь сидушку, и так застыл с веслом в руках. Выходя из улова на струю, естественно не задал крен. Деревья каяк кренить не умеют, ну мне корму и подкусило. Я уже представил как мою тушку разрезает между острыми клинками камней, но неожиданно удалось вырубить дерево из себя, выкорчевать к чёрту, сделать нормальную опору и остаться не перевёрнутым. Дальше порог прошёл без проблем.

14.

15. Я.

Река была пройдена, я неожиданно выжил, возможно даже поднялся на ту самую мифическую новую ступень, которую мне пророчил Дима перед поездкой. И (чёрт возьми!) мне это несказанно нравилось! Оставалось только затараканить лодки в лагерь по крутому склону.

На следующий день мы продолжили кататься, всё было так же круто, чуть менее страшно и чуть менее аварийно, никто не отстреливался и не приключался, я даже не перевернулся ни разу. Жаль времени было мало, в городе ждала “горячёлюбимая” работа.

Закрытие сезона

По возвращению с Урсула 2 или 3 недели мне предстояло провести в городе, после которых я отправился в мотопоезку. Эти дни были потрачены не совсем бестолково, как я люблю. Всё свободное время я старался посвещать «тренировкам» на водохранилище. По выходным ездил кататься на Бердь, тренировал эскимосский переворот, опоры, “освоил” обратный винт, да просто грёб в своё удовольствие, наматывая километры. Грезились мне новые речки. Очень мечталось пройти Чую и среднюю Катунь. После прошлой поездки на Урсул я был просто окрылён, я был уверен что мне всё по плечу, ну почти всё, остатки разума, всё же во мне оставались.
Потом я уехал кататься на мотоцикле, потом опять грёбаная “горячёлюбимая” работа взяла за горло и тут опа — Сентябрь.
Друзья звали на катамаранах на Мажой, но ситуация повернулась так, что если бы я поехал с ними, то больше не смог в этом году вырваться на Алтай с каяком.

Видеозарисовка на тему прогулок по Обскому водохранилищу.

В один прекрасный сентябрьский день мне скинули ссылку на группу вконтакте по празднованию закрытия каякерского сезона на Алтае. И мы с Димой решили ехать. Немного смущало, что мы практически никого не знали из тех кто был в группе, но понадеявшись что сильно бить не будут, решили всё же ехать. Тем более в программе празднования значились все те реки, о которых я мечтал.
Родной гидрометцентр обещал полный ахтунг с погодой. И ведь как на зло, всё шло к тому, что в этот раз он (гидрометцентр) собака ошибаться не собирался. Но неожиданно меня осчастливили Паша с Мариной, одолжив драйсьют, и мне стало чуть более по фигу на погоду. Хотя я и в неопрене ехать готов был, несмотря на обещанный снег.
В последний момент Дима пытался отказаться ехать, но уговоры что-то типа “Ты будешь сожалеть об этом всю свою жизнь до следующего года” возымели эффект.

23 сентября сбежав с работы, закончив дела пораньше, выдвинулись в путь. Немного огорчало то, что народ уже начавший закрывать сезон, в виду погодных катаклизьмов, решил перебраться на Урсул и Чуя с Катунью по всей видимости для меня отменялась.
Приехав в полночь к Семинскому перевалу, попали в метель. Периодически возникали мысли что можем не заехать на верх на летней резине. Машина шлифовала колёсами по ледяной корке, практически не двигаясь вперёд. Приключения начинались раньше намеченного срока, на вершину перевала мы всё же забрались. Спуск также принёс несколько ярких впечатлений.

Но на Урсул мы не поехали, как бы парадоксально это не было. Вместо этого мы попёрлись дальше на Чую. Не знаю откуда, но была у нас надежда что туда еще кто-нибудь приедет. Приехав под утро к Буревестнику, естественно никого там не обнаружив, завалились спать.

16. Чуя.
20150924Closing_kayak001 копия.jpg
17.
20150924Closing_kayak003 копия.jpg
18. Наш маленький лагерь
20150924Closing_kayak004 копия.jpg

А пока мы спали зима пришла и сюда. Выглянув из палатки обнаружили всю окружающую нас природу заваленной снегом. Быстро быстро позавтракав, также быстро свернули лагерь и начали пытаться рвать когти из этого снежного царства. Нас сильно подгоняла картинка заваленного снегом Чике-Тамана, которую рисовало моё больное воображение. Очень не хотелось оставаться тут зимовать. Но оказалось что мы и с поляны, на которой припарковались, выехать не можем. Попытки этак с 7 или 8, а может и с 10 развернувшись и задним ходом, с разгона, кое-как смогли таки подняться в горку к дороге.Новые приключения нас настолько воодушевило, что мы почти серьёзно начали прикидывать сколько в Акташе стоит зимняя резина. В долине Чуи снег валил как ненормальный, но в долине Катуни, как ни странно оказалось сухо и относительно тепло. Чике-Таман только слегка поблёскивал ледком на обочинах в лучах уже клонящегося к закату солнца.

19.
20150924Closing_kayak006 копия.jpg
20.
20150924Closing_kayak007 копия.jpg
21. Долина Катуни.
20150924Closing_kayak009 копия.jpg
22. Чике-Таман.
20150924Closing_kayak010 копия.jpg

Приехав на Урсул, робкие и не решительные мы подъехали к месту, где вовсю шло веселье, и попытались припарковаться с краю, чуть поодаль от остальных незнакомых нам пока еще людей.
”Вы на закрытие? так загоняйте машину прямо сюда поближе! Палатки ставьте там среди всех, общий стол тут! Присоединяйтесь”, — встретил нас незнакомый пока еще парень.

Поставили палатки, начали знакомство….
Вроде бы процесс знакомства прошёл нормально, точнее сказать не могу, концовку вечера помню смутно, а Дима так вообще на утро трезвенником стать решил.

23.
20150924Closing_kayak011 копия.jpg

Утром, или тем временем суток, которое мы назвали утром, наконец решились пойти на воду, хотя опешивший организм на воду не хотел абсолютно и всячески сопротивлялся, но не зря же (чёрт возьми!) мы сюда ехали. Холод собачий, снег лежит на окрестных склонах, да и вода температурой была “чуть” ниже чем я привык набирать в ванную.
Особенно радовались мои пальцы, примерзающие к алюминиевому шафту без перчаток.

24.
20150925Closing_kayak012 копия.jpg
25.
20150925Closing_kayak013 копия.jpg
26.
20150925Closing_kayak014 копия.jpg
27.
20150925Closing_kayak015 копия.jpg

Порог Замок проходил по методу “Голова-жопа-ноги”. Этот метод я освоил особенно хорошо. Сначала планировал объехать основную часть, сам Замок, справа, но в последний момент передумал и попытался сквозануть по центру промеж камней. Естественно не успел, воткнулся в правый камень носом, оттуда скинуло на следующую грядку камней.
Потом полу-лагом падая в один из последующих сливов, успел подумать, что тут в прошлый наш приезд Дима переворачивался, именно с этой мыслью в голове я почувствовал как на корму налило воды и …. я перевернулся. Прямо мордой в камни.
“Надо бы наверное шлем купить нормальный”, — от чего-то призадумался я, когда в голове раздался отвратительный хруст переносицы и потемнело в и без того зажмуренных глазах. Как встал на ровный киль не помню, помню только матерился потом громко “какие нехорошие там на ощупь камни”. Нос кстати в итоге хоть и похрустывал но был похожим на целый, только ссадины остались на нём и на брови. Да пальцы на руке разодрать где-то умудрился, но поскольку я уже давно перестал их чувствовать, то заметил это только на берегу.
Дальнейший сплав продолжил НЕ блистать и изяществом и грацией. Собрал все камни, да и перевернулся знатное количество раз. В том числе разок залёг в Селевом, острыми камнями которого меня пугали в прошлый раз. Но из лодки не вылазил.

29.
20150925Closing_kayak016 копия.jpg

30.20150925Closing_kayak019 копия.jpg

40.

41.
20150926Closing_kayak031 копия.jpg

Вечер прошёл, так же безобразно познавательно весело и зажигательно как и давеча, и я опять его помню смутно.

А на следующий день была свадьба Юли и Григория, самая настоящая, с регистрацией в Онгудае. После регистрации свадебный кортеж, распугав местных аборигенов на дорогах, переместился в реку пугать местных хариусов.

Сплав для меня начинался хорошо. В отличие от вчера ехалось просто замечательно, в Замке сквозанул промеж камней. Но в какой-то момент что-то пошло не так. Проходя очередной слив, воткнулся в камни, перевернулся и не смог встать. В перевернутом состоянии меня прижало к скале, ситуация для меня новая, непонятная и я отстрелился. Вынырнул, выматерился, схватился за готового меня отбуксировать до берега Кирилла.

Сливая воду из каяка думаю “главное сейчас не зацикливаться на отстреле” , отталкиваюсь от берега, выхожу на струю и тут же переворачиваюсь снова… “Да ёперный театр!!!”.

В Селевом, уже на самом выходе меня навалило на камень, попытался рукой оттолкнуться, и мне это в принципе удалось, но я снова перевернулся. Только у меня вырвало весло из руки и…. и я снова отстрелился. “ДАБЛ ЯТЬ!!!” именно с этим криком я и вынырнул. И снова Кирилл отбуксировал меня на берег.
Моя самооценка была растоптана. Слив воду из лодки я доплыл до устья Катуни.

42.
20150926Closing_kayak032 копия.jpg

43.

44.
20150926Closing_kayak040 копия.jpg

На этом мой первый сплавной сезон закончился. Вечером мы с Димой отбыли до дома.

P.S.
Ну и в оконцовке хочется сказать 2 вещи:
1 — Это лето было офигительным!!! Хотелось бы выразить мою бескрайнюю благодарность всем тем, кто помогал мне, делился советами, делился снарягой, наставлял на путь истинный, терпел меня, спасал меня, да просто был рядом!!!
2 — Вот и какого чёрта я столько лет откладывал на потом всё это???